Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

Описание модели

развернуть

Цель инновационного проекта: формирование предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы  на основе педагогического комплекса урочной и внеурочной деятельности в условиях социального партнёрства

Задачи:    

1.Изучить и проанализировать состояние инновационной проблемы  в педагогической теории и практике.

2. Обеспечить непрерывное повышение квалификации педагогов по проблематике проекта через организацию семинаров и тренингов.

3.Организовать работу по внедрению в практику учреждения образования модель формирования предпринимательских компетенций школьников  в условиях социального партнерства на основе комплекса занятий урочной и внеурочной деятельности,с широким привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.

4. Расширить сеть социального партнёрства в рамках реализации проекта.

5. Включить учащихся в социально – культурное и образовательное пространство учреждения, расширяемое с использованием социального партнёрства.

6. Организовать программу мониторинга инновационной деятельности.

7.Обобщить опыт инновационной деятельности и разработать методические рекомендации по использованию модели формирования предпринимательских компетенций учащихся в условиях социального партнёрства.

 

свернуть

развернуть

В структуру внедряемой инновационной модели формирования предпринимательских компетенций учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства входят следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, процессуальный, организационный, результативный, каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет своё содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Спроектированная модель характеризуется: целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат – достижение более высокого уровня сформированности предпринимательских компетенций у современного сельского школьника. 

Цель является основным компонентом, систематизирующим данную модель. Она заключается в формировании и развитии предпринимательских компетенций школьников в рамках педагогического комплекса, работающего с учащимися на всех ступенях общего среднего образования.

Цель определяет задачи и содержание работы учреждения образования по формированию предпринимательских компетенций у учащихся  в условиях социального партнёрства.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

·  организовать работу по внедрению в практику учреждения образования модель формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнёрства на основе комплекса урочной и внеурочной деятельности с широким привлечением к сотрудничеству социальных партнёров;

·  включить учащихся в социально – культурное и образовательное пространство учреждения, расширяемое с использованием возможностей социального партнёрства;

·  обеспечить методическую поддержку инновационной деятельности;

·  расширить сеть социального партнёрства учреждения образования.

Методологической основой инновационной модели являются положения философско – антропологического, аксиологического, системно – деятельностного, компетентностного, системно – диагностического подходов, теория педагогического проектирования, концепция креативного общения, теория социализации молодёжи.

Процессуальный блок определяет модель общих предпринимательских компетенций современного ученика, формирование которых происходит на всех ступенях общего среднего образования. Модель включает в себя компетенции по направлениям: «Успехи и достижения», «Взаимодействие и отношения», «Образование», «Личностные возможности», «Лидерство», «Предпринимательское мышление».

Важным компонентом адаптированной модели является содержание работы по формированию предпринимательских компетенций школьников, которое включает:

· урочную деятельность при изучении всех предметов школьного курса путём акцентирования внимания на определённые знания, умения и навыки;

· систему воспитательной работы учреждения образования (по планам классных руководителей, плану воспитательной работы учреждения образования);

· проведение 54 специально направленных внеклассных мероприятий и обучающих занятий с 1 по 11 класс;

· организацию факультативных занятий по основам предпринимательства и экономики на всех ступенях общего среднего образования («Азбука Берегоши» 3-4 кл., «Основы экономических знаний»

5 – 9 кл., «Основы предпринимательства» 10 – 11кл.);

· организацию клубов, объединений по интересам экономической направленности;

· привлечение социальных партнёров к проведению тематических мероприятий, экскурсий, вечеров вопросов и ответов, семинаров;

· систему взаимодействия школьник – педагоги – родители;

· разработку и реализацию бизнес-проектов и бизнес-идей учащихся совместно с социальными партнёрами.

Содержание работы по формированию предпринимательских компетенций учащихся реализуется через формы организации учебной и внеурочной деятельности (проектная деятельность, тренинги, тематические занятия, семинары, выставки, экскурсии, деловые игры, круглые столы).

        Оптимальный выбор методов, форм и средств обучения обеспечивает единство целевого, процессуального и организационного компонентов инновационной модели и способствует формированию предпринимательских компетенций современного учащегося в условиях социального партнёрства.

Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются социально – культурные и педагогические условия, позволяющие эффективно развивать предпринимательские компетенции школьников. В качестве социально –культурных условий реализации модели выделены: активное включение школьников в образовательное пространство учреждения образования, расширяемое с использованием возможностей социального партнёрства, развитие стремлений школьников к профессиональному самоопределению, заинтересованность органов управления в поддержке и развитии молодёжных бизнес – инициатив. В качестве педагогических условий – методическая поддержка педагогов в процессе реализации инновационного проекта, учебно – методическое обеспечение, реализацию задач проекта через интеграцию урочной и внеклассной работы, взаимодействие педагогов, родителей, социальных партнёров для профессиональной пробы предпринимательских компетенций.

Результативный блок определяет содержание мониторинга, критерии и показатели сформированности  предпринимательских компетенций школьников на всех ступенях общего среднего образования, позволяющие диагностировать уровень предпринимательской грамотности и сформированности компетенций.

Показателем результативности внедряемой инновационной моделиявляется формирование предпринимательской компетентности по блокам общих предпринимательских компетенций:

Блок «Образование» определяется потребностью и стремлением учащихся к  самосовершенствованию, самообразованию, ориентацией в профессиональной сфере с последующим профессиональным самоопределением.

Блок «Успехи и достижения» свидельствует о признании важности деловых качеств, определяется проявлением инициативы учащихся, степенью ответственности за свои действия.

Блок «Личностные возможности» предполагает формирование таких личностных качеств, как cамостоятельность, объективная самооценка, самоорганизованность, организованность, активность.

Блок «Предпринимательское мышление» подразумевает ценностное отношение учащихся к труду и предпринимательской деятельности; осознание необходимости формирования предпринимательских компетенций.

Блок «Лидерство» определяет уровень сформированности следующих качеств: состязательность, уверенность в себе, инициативность, коммуникабельность.

Блок «Взаимодействие и отношение» свидетельствует о сформированности умения взаимодействия с социумом, умение работать в команде.

свернуть